Сервис обратного звонка RedConnect

АНО "Межрегиональный центр судебных экспертиз "Северо-Запад"

г. Санкт-Петербург, ул. Ватутина, д.17, лит "И"

ЭКСПЕРТИЗА ВИДЕО И ЗВУКОЗАПИСИ, ВИДЕОСКОПИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

     

Видеофонографическая экспертиза (экспертиза видеозаписей)
     Объектом данной экспертизы видеозаписи является видеоматериал любого происхождения (как в цифровом, так и в аналоговом виде) и на любом носителе информации.
     Видеозаписи могут быть зафиксированы на следующих звуко- видеозаписывающих устройствах:
- камера наружного и внутреннего наблюдения;
- видеорегистратор (в том числе автомобильный видеорегистратор);
- камера мобильного телефона;
- любительская видеокамера;
и пр.
     Видефонографическое исследование может прийти на помощь в случае, когда на видеозаписи трудно разглядеть какие-либо объекты (например, гос. номер автомобиля). Также в рамках данного вида исследования решается задача вычисления скорости движения транспортного средства по видеозаписи. По видеозаписи с автомобильного видеорегистратора, на который было зафиксировано ДТП, зачастую возможно определить, кто из участников дорожного движения нарушал ПДД (проводится комплексная экспертиза совместно с экспертом-автотехником).
     В рамках видеофонографической экспертизы могут решаться следующие вопросы:
- Имеются ли признаки монтажа и/или других изменений, внесённых в процессе записи или после её окончания, в представленной на экспертное исследование видеофонограмме?
- Соответствует ли звуковой ряд видеоряду на представленной на экспертное исследование видеофонограмме, зафиксированной на рабочем слое компакт-диска формата CD-R в файле «…»?
- Является ли представленная на экспертное исследование видеофонограмма, зафиксированная на рабочем слое компакт-диска формата CD-R в файле «…», оригиналом или копией?
- Была ли изготовлена данная видеофонограмма на представленном на экспертное исследование видеозаписывающем устройстве (видеокамера, мобильный телефон и др.)?
- На одном или нескольких видеозаписывающих устройствах была сделана представленная видеофонограмма, зафиксированная на рабочем слое компакт-диска формата CD-R в файле «…»?
- В каких условиях проводилась видеосъёмка — освещение, время суток, время года, характер и расположение источников света, особенности ракурсов съемки; стационарная или подвижная камера использовалась в процессе съёмки?

     Фоноскопическая экспертиза
     Очень часто к фоноскопическому исследованию прибегают, когда возникают ситуации, связанные с вымогательством, коррупцией, шантажом. Специалист изучает следы, отражённые в видео- и звукозаписях.
     Предметом фоноскопической экспертизы являются фактические данные, обстоятельства дела, устанавливаемые на основе специальных знаний в области исследований видеоизображения и звука, условий, средств, материалов, следов видео- и звукозаписей, а также технологий закрепления указанной видео- и звуковой информации.
     В зависимости от роли носителя информации объекты фоноскопической экспертизы делятся на следующие виды: 
- исследуемые объекты (ИФ, ИВ); 
- сравнительные материалы (образцы) – СФ, СВ;
- прочие материалы дела,содержащие сведения, относящиеся к предмету экспертизы, являются документами. Например, протоколы осмотра предметов - процессуальные документы, составляемые следователями с целью фиксации отличительных признаков изъятых (обнаруженных) вещественных доказательств (CD-дисков, флеш-карт и т.п.), предметов или реквизитов документов.
     При производстве фоноскопических экспертиз недопустимо подменять текст дословного содержания фонограммы разговора, установленный профессионалом - экспертом, стенограммой разговора, содержащейся в протоколе осмотра предметов.
Задача экспертов состоит не в том, чтобы быстро расшифровать фонограмму, а в том, чтобы установить дословно (без каких-либо сокращений) содержание разговора, зафиксированного на представленной фонограмме, а значит, предоставить информацию, имеющую действительно доказательственное значение по делу.
     Стенограммы разговоров, содержащиеся в протоколах осмотра предметов, составляются лицами, во-первых, не обладающими специальными знаниями для установления дословного содержания; во-вторых, не уполномоченными для решения данной экспертной задачи (они выполняют иную процессуальную роль); в-третьих, не располагающими необходимыми техническими и программными средствами для решения этой задачи.
     Объектамиисследования фоноскопической экспертизы являются видео- и звукозаписи, содержащие видео-, звуковую и иную информацию непосредственно о зафиксированном событии (в том числе о сопутствующих условиях и обстоятельствах записи) и об использованных технологиях и средствах фиксации события (в том числе носителях информации), в результате применения которых указанные видео- и звукозаписи были сформированы.
     Многогранность комплекса привлекаемых специальных знаний из различных областей гуманитарных и точных наук (акустики, радиотехники, физики, математики, телевидения, видеозаписи, информатики, прикладной лингвистики, фонетики, социологии, психологии и др.) свидетельствует об особой сложности фоноскопической экспертизы, проводимой в большинстве случаев комиссией экспертов (акустиком и лингвистом), использовании ими различных методов исследования сложноорганизованных объектов.
     В рамках фоноскопической экспертизы могут решаться идентификационные, диагностические, классификационные и ситуационные задачи.
     Идентификационная группа задач направлена на установление индивидуально – конкретного тождества:
— идентификация личности говорящего по голосу и звучащей речи;
— идентификация средств звукозаписи;
— идентификация источников звука.
     Диагностическая группа направлена на установление природы объекта, его целевого назначения, области применения; свойств и состояния объекта, условий его возникновения, функционирования, изменения; механизма взаимодействия объектов, причины появления определенных последствий, результатов:
— установление дословного содержания исследуемых разговоров, в том числе с применением средств улучшения разборчивости речи (шумоочистки);
— установление признаков изменений видео- и звукозаписей, внесенных в процессе записи или после её окончания;
— установление степени подготовленности звучащей речи.
     Классификационные задачи имеют целью установление характеристик (свойств) неизвестного или известного объекта для отнесения его к общепринятому классу. Цель таких исследований установить отношение объекта к определенной группе:
— установление фрагментов с записью звучащей речи;
— установление количества участников исследуемых разговоров;
— установление реплик дикторов с голосами мужской, женской, детской группы;
     Ситуационные задачи непосредственно направлены на реконструкцию исследуемого события, ситуации, их внешней обстановки. Такой задачей является, например, установление того, где проводилась запись исследуемой фонограммы: в закрытом помещении, на открытом воздухе, в салоне автомобиля и т.д. 

     В рамках фоноскопической экспертизы на разрешение экспертов могут ставиться следующие вопросы:
- Имеются ли на представленной фонограмме фрагменты с записью звучащей речи?
- Каково дословное содержание разговора, зафиксированного на данной фонограмме (отдельных ее фрагментах)?
- Сколько человек принимало участие в разговоре, записанном на представленной фонограмме?
- Пригодна ли представленная на исследование фонограмма для идентификации говорящего по голосу и звучащей речи?
- Мужская или женская звучащая речь записана на фонограмме?
- Одним или разными лицами произнесена речь, записанная на представленных фонограммах?
- Принадлежат ли голос и звучащая речь, зафиксированные на представленной фонограмме, гр. А., образцы голоса и звучащей речи которого представлены для сравнительного исследования?
- Произнесены ли зафиксированные на представленной фонограмме фрагменты звучащей речи гр. А., Б. или кем-то другим? Какие именно фрагменты произнесены А., какие – Б.?
- Какие сведения, характеризующие говорящего, можно получить по фонограмме его звучащей речи?
- Является ли представленная фонограмма непрерывной записью?
- Является ли данная фонограмма оригиналом или копией?
- Была ли изготовлена данная фонограмма на представленном на экспертное исследование звукозаписывающем устройстве?
- Содержит ли представленная фонограмма признаки монтажа или других изменений, внесенных в процессе записи или после её окончания?
- Какова природа звуковых сигналов, зафиксированных на представленной фонограмме?
- Являются ли звуковые сигналы на фонограмме сигналами конкретного источника (указать источник)?
- Каковы основные характеристики помещения, в котором производилась запись данной фонограммы? 
- При идентификации личности по голосу и звучащей речи эксперту должны быть предоставлены образцы голоса и звучащей речи лица, подлежащего идентификации. - При подготовке сравнительного материала следует учитывать, что на качество фонограммы образца влияет целый ряд факторов, в частности, технические параметры записывающей аппаратуры, акустические характеристики того помещения, в котором производится запись, эмоциональное и физическое состояние проверяемого лица.
     В процессе экспериментальной записи используются различные формы и способы образцов звучащей речи:
— монолог – рассказ проверяемого лица по тематике, связанной с содержанием основной фонограммы. Применяя такую форму получения образцов, можно достигнуть их сопоставимости с исходной записью по смыслу, тематике, интонационной структуре отдельных фраз и высказываний;
— диалог – запись беседы или вопросов следователя, судьи и ответов проверяемого лица;
— чтение заранее неизвестных проверяемому лицу текстов в обычном и в ускоренном темпе.

   ВАЖНО!

    Список предлагаемых вопросов не является исчерпывающим. При возникновении других вопросов целесообразно до назначения экспертизы обратиться за консультацией к эксперту. (812 987-58-68)

 Мы проводим экспертизы на всей территории Российской Федерации и за её пределами!